Кардиоидная направленность микрофона что это?

Содержание

Микрофоны с разными диаграммами направленности — особенности и применение

Кардиоидная направленность микрофона что это?

10 Января 2019

Под диаграммой направленности микрофона принято понимать расположение источника звука относительно звукового прибора, которое не приводит к существенному снижению его эффективности. Другими словами этот термин можно определить как чувствительность микрофона к звуку определенного направления или к углу, с которого приходит звук.

В звукотехнике принято различать три основных типа характеристик направленности, которые отражаются на плоскости как кривые чувствительности микрофона по окружности 360° вокруг него. К основным типам диаграмм относятся круговая, кардиоидная и двусторонняя (восьмерка).

Круговая (сферическая) диаграмма

Круговой тип характеристики направленности означает равномерную отдачу микрофона при любом направлении приходящего звука. Устройства с такой характеристикой принято называть всенаправленными, а частотная характеристика такого звукового прибора является максимально плоской и охватывает весь диапазон воспроизводимых частот.

Главной особенностью применения такого микрофона выступает тот факт, что устройства с круговой диаграммой максимально естественно передают акустику помещения или хорошо воспроизводят инструменты с широким частотным диапазоном.

Из других особенностей всенаправленных микрофонов можно выделить еще несколько факторов:

  • нет зависимости по отдаче низких частот по мере приближения источника к звуковому прибору;
  • низкая чувствительность к дыханию исполнителя или диктора;
  • отсутствие изоляции различных источников звука.

Также стоит отметить, что микрофоны с круговой характеристикой не защищены от положительной обратной связи (фидбека) в условиях сцены.

Микрофоны с круговой диаграммой направленности
SM63LB SM11-CN MX153T MVL

Кардиоидная диаграмма

Микрофоны с кардиоидной характеристикой чувствительности относятся к классу направленных устройств и хорошо воспроизводят звук только с фронтального направления. Круговая диаграмма такого звукового прибора напоминает форму сердца, а эффективный угол работы составляет величину около 130°.

Кардиоидная характеристика хорошо подходит для условий, где стоит задача выделить голос исполнителя или отдельных инструментов, а также изолировать голос певца от инструментальной партии.

К особенностям эксплуатации данных микрофонов относятся еще несколько факторов:

  • высокая защита от боковых и задних источников звука;
  • низкая чувствительность к акустике помещений;
  • присутствует эффект приближения (подъем низких частот), что требует тембральной корректировки полученного сигнала.

К устройствам данного класса также относятся микрофоны с суперкардиоидной и гиперкардиоидной диаграммой направленности, которые еще больше усиливают фронтальный звук и подавляют боковые и задние области звучания. Такие микрофоны обладают максимальной защитой от акустической обратной связи — фидбека.

Типовые углы снятия звука у таких устройств составляют 115° и 105° для суперкардиоидных и гиперкардиоидных диаграмм соответственно.

Двунаправленные микрофоны с диаграммой чувствительности в форме восьмерки хорошо снимают звук из передней и задней полусфер и подавляют боковые области излучения. К сфере применения таких приборов относится запись звука в студии или в зале, в которой предполагается учитывать акустические параметры помещения — например естественную реверберацию.

Из других областей применение двунаправленных микрофонов отметим следующие:

  • звукозапись интервью или разговоров с фронтальным (друг напротив друга) расположением собеседников;
  • узкоспециализированная техника стерео записи больших музыкальных коллективов и симфонических оркестров.

Также иногда звуковые приборы с диаграммой направленности в форме восьмерки используют для студийной записи дуэтов.

Заключение

Выбор конкретного микрофона предполагает основательный анализ условий записи и техники исполнителей, а также источников посторонних сигналов и акустического шума. К самому распространенному типу устройств относятся микрофоны с кардиоидной характеристикой.

В заключение отметим появление на рынке микрофонов с переключаемой диаграммой направленности, но справедливости ради стоит указать, что параметры таких звуковых приборов уступают по своим характеристикам лидерам отдельных групп.

Источник: https://www.1music.kz/obzory-i-stati/diagramma-napravlennosti-mikrofona/

Как выбрать микрофон

Кардиоидная направленность микрофона что это?

«Конденсаторный» и «динамический» — это термины, обозначающие два разных типа микрофонов в соответствие с механизмом, используемым ими для преобразования звука в электрический сигнал.

Диафрагма конденсаторного микрофона представляет собой тончайшую пластиковую плёнку, покрытую с одной стороны золотом или никелем и расположенную вблизи от неподвижной пластины из проводящего материала. Для создания электрического поля между диафрагмой и этой пластиной могут использоваться два способа: в некоторых микрофонах применяется внешний источник (батарея или фантомное питание), с помощью которого на диафрагму подаётся поляризующее напряжение; другие микрофоны — их называют электретными — содержат перманентно поляризованный (электретный) материал, располагающийся либо в пластине, либо в самой диафрагме.

Диафрагма и пластина, разделённые небольшой воздушной камерой, образуют конденсатор. Его ёмкость изменяется в соответствие с движением диафрагмы, свободно перемещающейся под воздействием звуковых волн. По мере приближения или удаления диафрагмы от пластины, пропорционально изменяется электрический заряд последней. Колеблющееся напряжение пластины является, таким образом, электрическим «отображением» движений диафрагмы.

Механизм действия динамического микрофона можно представить как обратный механизму действия динамика. Здесь диафрагма присоединена к катушке из тонкого провода, расположенной в магнитном поле, создаваемом постоянным магнитом. Когда звуковая волна воздействует на диафрагму, последняя начинает колебаться, и звуковая катушка перемещается. Вибрация провода в магнитном поле приводит к появлению электрического тока, направление и величина которого строго зависят от движений диафрагмы, и, следовательно, в динамическом микрофоне этот ток является электрическим «отображением» звуковой волны.

  • Благодаря лучшей переходной характеристике, конденсаторные микрофоны, как правило, имеют более широкий частотный диапазон, чем динамические. Однако, существуют исключения.
  • Среди конденсаторных микрофонов чаще встречаются однонаправленные, чего нельзя сказать о динамических микрофонах.
  • В отличие от динамических, конденсаторные микрофоны нуждаются в дополнительном питании, роль которого обычно выполняет батарея или фантомное питание.
  • Строение конденсаторных микрофонов позволяет производить даже самые миниатюрные устройства, в то время как механизмы динамического микрофона накладывает существенные ограничения на его размер.
  • Динамические микрофоны имеют более высокую перегрузочную способность, и поэтому обычно используются для сценических приложений, а также работы с гитарными усилителями и ударными. Конденсаторные микрофоны хорошо подходят для акустических инструментов и студийной обработки вокала.

Направленность микрофона

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона к звуковому сигналу от местоположения его источника.

Всенаправленный микрофон чувствителен к сигналам, идущим со всех направлений.

Микрофон с полусферической направленностью чувствителен только к сигналам, исходящим из одной полусферы окружающего мира. Такую направленность имеют микрофоны с краевым эффектом (PZM).

Микрофоны с направленностями, рассмотренными ниже, относятся к так называемым «направленным» или «однонаправленным» микрофонам. Как видно из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к звуку, идущему сзади.

Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом он частично захватывает звук, идущий непосредственной сзади, но также имеет две области абсолютной нечувствительности (см. рисунок).

Гиперкардиоидная диаграмма направленности похожа на суперкардиоидную. Она отличается от последней тем, что имеет сравнительно более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Микрофоны с гиперкардиоидной направленностью также имеют две «нулевые» области.

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно используются на лекциях, конференциях и совещаниях.

Диаграмма направленности «восьмёрка». «Восьмёркой» называется диаграмма направленности, при которой микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и абсолютно нечувствителен к звуку, идущему с боков.

Сравнение свойств микрофонов различных направленностей

Всенаправленные микрофоны:

  • зависимость от акустики помещения: не отсекают эхо;
  • не обеспечивают акустическую изоляцию, разве что только при малом расстоянии от источника звука до микрофона;
  • низкая чувствительность к звукам дыхания;
  • практически отсутствует «эффект близости»;
  • расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов, что очень полезно при работе с органом, бас барабаном и симфоническим оркестром.

Однонаправленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):

  • обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения и утечки звука;
  • обеспечивают хорошую изоляцию, что способствует лёгкому разделению записанных треков;
  • обычно приводят к возникновению «эффекта близости» (за исключением микрофонов с отверстиями в держателе);
  • уменьшают feedback-шумы;
  • используются для синхронной стереозаписи.

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

  • имеют максимальную разницу между передней и задней областями чувствительности среди подобных микрофонов;
  • обеспечивают большую изоляцию, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;
  • менее чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  • обеспечивают максимальную среди подобных им микрофонов нечувствительность к боковым звукам;
  • обеспечивают максимальную акустическую изоляцию: защищают от неблагоприятных эффектов помещения, feedback — и посторонних шумов;
  • препятствуют утечке сигнала.

Микрофоны с направленностью «восьмёрка»:

  • используются, в частности, для интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга или для записи и озвучивания дуэтов;
  • обеспечивают максимальную изоляцию при overhead-записи;
  • применяются для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона-«восьмёрки».

Угол снятия звука

Под углом снятия звука понимается зона возможного расположения источника звукового сигнала, внутри которой не наблюдается значимой потери эффективности микрофона.

Для однонаправленных микрофонов (кардиоидных, суперкардиоидных, и т. д.) угол между центральной линией (см. рисунок) и точкой, где эффективность микрофона значимо падает (разница достигает 3 дБ), считается половиной угла снятия звука.

Показатели угла снятия звука для микрофонов различной направленности:

  • кардиоидный микрофон — 131° (65.5° по обе стороны центральной линии);
  • всенаправленный микрофон 360°;
  • суперкардиоидный микрофон 115°;
  • гиперкардиоидный микрофон 105°.

Использование микрофона в прямом звуковом поле

Понятие «прямое звуковое поле» описывает тот случай, когда звук достигает микрофон, не отражаясь предварительно от стен, потолка пола или других поверхностей (см. рисунок).

Прямое звуковое поле и отражённый звук

Если микрофон находится в прямом звуковом поле, вы можете направить его зоной нулевой чувствительности к источнику нежелательного шума. Этот приём помогает существенно сократить эффект обратной связи и избежать утечки звука.

Так, например, если вы используете напольный монитор, идеальным решением будет кардиоидный микрофон, повёрнутый «нулевой» зоной к монитору (см. рисунок).

Расположение микрофона по отношению к напольному монитору.

Использование микрофона в отражённом звуковом поле

Понятие «отражённое (реверберационное) звуковое поле» описывает ситуацию, когда звук, перед тем, как достигнуть микрофон, отражается о стены, потолок, пол или другие поверхности (см. рисунок).

В данном случае, для полного контроля над нежелательными шумами недостаточно манипуляций с зоной нулевой чувствительности микрофона. Однако и в отражённом звуковом поле однонаправленные микрофоны обеспечивают более надёжную защиту от эффекта обратной связи и посторонних сигналов по сравнению с всенаправленными. Чем уже угол снятия звука микрофона, тем лучше он справляется с данной задачей. В этой связи, наиболее эффективны гиперкардиоидные микрофоны, затем идут суперкардиоидные, и последними — микрофоны с кардиоидной направленностью.

Численной мерой эффективности микрофона в отражённом звуковом поле является коэффициент направленности (directivity index), который находится в обратной зависимости от угла снятия звука.

Значения коэффициента для микрофонов с различными диаграммами направленности следующие:

Направленность микрофона Коэффикциент направленности Отсечение шумов, дБ
Всенаправленный 1
Кардиоидный 1,7 4,8
Суперкардиоидный 1,9 5,7
Гиперкардиоидный 2 6

Данные таблицы свидетельствуют о том, что коэффициент направленности суперкардиоидного микрофона в 1.9 раза превышает соответствующий показатель для всенаправленного микрофона.

В реальных условиях это выражается в следующем: в отражённом звуковом поле суперкардиоидный микрофон снимает на 5.7 дБ меньше реверберационных шумов.

Читайте также  Кулиска в одежде что это?

Другой пример: в условиях отражённого звукового поля всенаправленный микрофон, расположенный на расстоянии метра от источника звука, и гиперкардиоидный микрофон, расположенный на расстоянии двух метров, дают одинаковый результат.

Правило «3 к одному»

Допустим, у вас есть несколько микрофонов для снятия сигналов от нескольких источников. Каждому источнику звука соответствует расположенный вблизи него микрофон. При этом вы пропускаете полученный материал через микшер.

В этом случае звук от одного источника поступает на разные микрофоны не одновременно, то есть удалённые микрофоны получают его с опозданием, что вызывает фазовый сдвиг. Совмещение микшером сигналов от нескольких разноудалённых микрофонов приводит к тому, что в результате фазовой интерференции звуковые волны определённых частот взаимоуничтожаются, возникает эффект, известный как «эффект расчёски», названный так по форме результирующей кривой АЧХ.

Существенный «эффект расчёски» часто возникает в том случае, когда сигналы от нескольких микрофонов, снимающих один и тот же звук с разного расстояния, микшируются в один канал. Качество звука в этой ситуации зачастую оставляет желать лучшего.

Во избежание возникновения данного эффекта при работе с несколькими микрофонами и несколькими источниками звука, необходимо придерживаться правила «три к одному»: «Расстояние между микрофонами должно быть как минимум в три раза больше расстояния между микрофоном и источником звука.»

В таком случае, разница между сигналами микрофонов будет равна как минимум 9 дБ, и негативные последствия «эффекта расчёски» станут неразличимыми для человеческого слуха. Говоря максимально упрощённо, по возможности следует располагать микрофоны ближе к источнику звука и дальше друг от друга.

Так, если расстояние между микрофоном и источником звука составляет 1 м, расстояние между микрофонами должно быть как минимум 3 м.

Источник: Музыкальный магазин «Битком» (https://beat.com.ua). «Немного о видах микрофонов и принципах их работы».

Источник: https://blog.wazza.com.ua/obzory/kak-vybrat-mikrofon/

Направленность микрофона — что это?

Кардиоидная направленность микрофона что это?

16 июня 2017

Направленность – это чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла, с которого идет звук.

Под направленностью или углом снятия звука принято считать зону возможного расположения источника звукового сигнала, внутри которой не происходит значительной потери эффективности микрофона.

В микрофонах применяются различные характеристики направленности. Чаще всего их изображают как полярные диаграммы. Это делается для графического отображения вариаций чувствительности вокруг микрофона в диапазоне 360 градусов, где микрофон является центром окружности, а точка отсчета угла ставится перед микрофоном.

Диаграмма направленности показывает, как чувствительность микрофона к звуковому сигналу зависит от места расположения его источника.

Существует три основных типа направленности микрофонов:

  • однонаправленные
  • двунаправленные
  • всенаправленные

Однонаправленные микрофоны

Однонаправленный или «направленный» микрофон более чувствителен к звуку, приходящему с одного направления, и менее чувствителен к звукам с других сторон. Самой типичной для таких микрофонов является кардиоидная характеристика, представляющая своеобразную диаграмму в форме сердца. Пик чувствительности при этом достигается на направлении вдоль оси микрофона, а спад — в противоположном направлении. 130 градусов — эффективный угол работы кардиоидного микрофона.

Ниже рассмотрим микрофоны с направленностями, которые также относятся к однонаправленным микрофонам.

Микрофон с кардиоидной диаграммой направленности

Как следует из рисунка, микрофон с кардиоидной диаграммой направленности безразличен к идущему сзади звуку.

Микрофон с суперкардиоидной диаграммой направленности

У микрофона с суперкардиоидной диаграммой направленности спереди более узкая зона захвата звука, в отличие от микрофона с кардиоидной направленностью. Тем не менее, он частично захватывает идущий непосредственно сзади звук, но при этом располагает двумя зонами абсолютной нечувствительности (см. рисунок).

Для микрофонов с суперкардиоидной диаграммой направленности характерны:

  • наличие максимальной разницы между передней и задней областями чувствительности среди аналогичных микрофонов;
  • обеспечение большей изоляции, чем у микрофонов с кардиоидной направленностью;
  • меньшая чувствительность к акустике помещения, чем у микрофонов с кардиоидной направленностью.

Гиперкардиоидная диаграмма направленности

Гиперкардиоидная диаграмма направленности очень схожа с суперкардиоидной. Различие состоит лишь в том, что у гиперкардиоидной диаграммы более узкая зона чувствительности впереди и более широкая сзади. У микрофонов с гиперкардиоидной направленностью также имеются две «нулевые» области.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности характеризуют:

  • обеспечение максимальной нечувствительности к боковым звукам среди аналогичных микрофонов;
  • обеспечение максимальной акустической изоляции (защита от неблагоприятных эффектов в помещении, feedback и прочих шумов);
  • способность препятствовать утечке сигнала.

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности

Кардиоидный микрофон может улавливать почти треть ( 360/3=120) пространственных звуков в сравнении со всенаправленным микрофоном. Микрофоны однонаправленного типа способны отделять необходимый прямонаправленный звук от посторонних и пространственных звуков. Чаще всего использование такого микрофона является необходимым мероприятием. При определенных обстоятельствах это является единственной возможностью уменьшить проникновение звука в канал музыкальных инструментов. Важное замечание, что они располагают зоной улавливания непосредственно сзади.

Микрофоны с полукардиоидной диаграммой направленности обычно применяются на совещаниях, конференциях, лекциях.

Двунаправленный микрофон

Двунаправленный микрофон («восьмёрка») имеет гораздо большую чувствительность и спереди, и сзади, но, однако, по бокам степень чувствительности значительно меньше. По уровню пространственного шума двунаправленный микрофон вполне сопоставим с однонаправленным. Этот тип микрофонов используется для улавливания звука от двух противоположных источников, например, в вокальном дуэте.

«Восьмёрка» — такое название имеет диаграмма направленности, при которой микрофон равномерно чувствителен к сигналам, идущим спереди и сзади, и совершенно нечувствителен к звукам, идущим с боков.  Для этих микрофонов характерно:

  • использование для записи интервью, когда собеседники сидят напротив друг друга, а также для записи и озвучивания дуэтов;
  • обеспечение максимальной изоляции при overhead-записи;
  • применение для стереозаписи по методу Блюмляйна (Blumlein) с использованием двух скрещенных микрофонов-«восьмёрок».

Всенаправленный микрофон

Всенаправленный микрофон располагает одинаковым выходным уровнем при любом направлении и охватывает все градусы. Также всенаправленный микрофон способен уловить максимальное количество пространственных звуков. Используя всенаправленный микрофон во время концерта, располагайте его очень близко к источнику звука. Помимо этого, можно отвернуть всенаправленный микрофон в сторону от нежелательных источников звука.

Всенаправленный микрофон обладает чувствительностью к сигналам, идущим со всех сторон.

Микрофон с полусферической направленностью

Микрофон с полусферической направленностью имеет чувствительность только к тем сигналам, которые исходят из одной полусферы окружающего пространства. Такой направленностью обладают микрофоны с краевым эффектом (PZM).

  • зависят от акустики помещения: не отсекают эхо;
  • неспособность обеспечить акустическую изоляцию (только при малом расстоянии от источника звука до микрофона);
  • очень низкая чувствительность к звукам дыхания;
  • практическое отсутствие «эффект близости»;
  • расширенные низкие частоты у конденсаторных микрофонов (полезно при работе с бас-барабаном, органом, симфоническим оркестром);

У микрофонов однонаправленного типа (кардиоидных, суперкардиоидных, и т. д.) угол между центральной линией (см. рисунок) и точкой, в которой эффективность микрофона значительно падает (разница достигает 3 дБ), считается половиной угла снятия звука. Наиболее типичный показатель для кардиоидного микрофона равняется 131° (65.5° с каждой стороны центральной линии). 

Поскольку однонаправленные микрофоны не настолько чувствительны к звукам, приходящим не по оси, чем всенаправленные, они меньше воспринимают пространственный звук.

Определение необходимого расстояния

По сравнению со всенаправленными, направленные микрофоны улавливают меньше шума, их можно использовать и размещать на небольшом расстоянии от источника звука, при этом сохраняя баланс между основным и фоновым или пространственным звуком. Всенаправленный микрофон, чтобы получить такой же баланс, следует располагать примерно вдове ближе.

Эффект поворота микрофона

Изменение амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) микрофона: чем больше угол между осью микрофона и направлением на источник звука, тем значительнее изменение. Сначала происходит потеря низов, что ведет к возникновению неясного и нечеткого звука.

Эффект приближения микрофона

Для однонаправленных микрофонов при приближении микрофона в пределах полуметра к источнику звука характерно значительное возрастание отдачи в нижних частотах (низах). Следует помнить об эффекте приближения при установке вплотную, менее 30 см, и, для получения натурального звука, убрать низы, например, с помощью эквалайзера. А также:

  • убрать низы на микшере,
  • использовать микрофон,
  • применить минимизирующий эффект,
  • с помощью микрофона с кнопкой среза басов,
  • с помощью всенаправленного микрофона.

По своей сущности, однонаправленные микрофоны способны не только отделять звучание одного инструмента от другого, а также и уменьшать обратную связь, тем самым допуская большее усиление. С этой позиции однонаправленные микрофоны занимают более предпочтительную позицию перед всенаправленными при решении почти всех задач по усилению звука.

Использование направленности для уменьшения шума

При усилении звука микрофоны часто располагаются в таких местах, где они могут принимать звук от посторонних источников. Как правило, в каждом случае имеется один нужный источник звука и один или более ненужных. Главное при этом – правильно и четко выбрать нужную характеристику направленности, что очень поможет для максимального улавливания нужного звука и минимального — ненужных.

Невзирая на то, что для лучшего улавливания самым оптимальным вариантом считается осевое направление, направление, сводящее к минимуму улавливание посторонних звуков, может зависеть от типа микрофона. 

Источник: https://www.dj-store.ru/articles/napravlennost-mikrofona-chto-eto/

Диаграммы направленности: кардиоидная, 8, всенаправленная — eHRS

Кардиоидная направленность микрофона что это?

Читая описания микрофонов…

Вы постоянно видите одни и те же 3 слова…

Кардиоидная, всенаправленная и восьмёрка.

Но что они означают на самом деле?

И почему они так важны для выбора правильного микрофона?

Если вы тоже задаёте эти вопросы и хотите получить на них ответы…

То я для вас кое-что припас:

В этом посте — легкочитаемый гайд, называющийся… Введение в диаграммы направленности микрофонов.

Первое…

Краткое определение…

Диаграмма направленности микрофона — трёхмерное пространство вокруг капсюля, где он НАИБОЛЕЕ чувствителен к звуку.

3 основных диаграммы:

Вот схема, как это всё выглядит:

Как вы можете видеть…

  • У микрофона 1 — всенаправленная диаграмма направленности, то есть, красная зона одинаково чувствительна к звуку.
  • У микрофона 2 — диаграмма направленности “восьмёркой”, то есть, 2 синих зоны спереди и сзади чувствительны, а стороны игнорируются.
  • У микрофона 3 — кардиоидная диаграмма направленности, то есть, зелёная зона спереди микрофона самая чувствительная, стороны менее чувствительны, а задняя сторона игнорируется.

Часто встречающиеся варианты

Помимо 3 основных диаграмм также встречаются:

  • суперкардиоидная, похожая на кардиоидную, но У́ЖЕ и слабо чувствительная сзади
  • гиперкардиоидная, похожая на суперкардиоидную, такая же узкая, но более чувствительная сзади

Некоторые микрофоны, известные как “мультидиаграммные микрофоны”, позволяют вам переключаться между диаграммами направленности по мере необходимости.

Теперь о том, откуда вообще пошла эта технология…

Как появились диаграммы направленности

На заре развития микрофонов существовало только 2 диаграммы направленности:

  1. Всенаправленная
  2. Восьмёрка

Всенаправленные микрофоны

Первоначально называвшиеся “микрофоны давления, они имели диафрагму, измерявшую давление звука в одной точке пространства.

Поскольку в них не было информации о направлении, они были одинаково чувствительны к звуку со всех сторон.

Восьмёрочные микрофоны

Известные как “микрофоны градиента давления, они измеряли РАЗНИЦУ в давлении между каждой стороной открытой диафрагмы.

Это означало, что они были очень чувствительны к звуку спереди и сзади, но почти никак не улавливали звук по бокам.

Рождение кардиоидных микрофонов

Однажды кто-то обнаружил, что объединяя сигналы с всенаправленного И восьмёрочного микрофонов…

Происходит вот что:

  • спереди сигналы удваивают друг друга
  • по бокам сигнал всенаправленного микрофона остаётся прежним
  • сзади сигналы нейтрализуют друг друга

В результате получилось то, что сейчас считается стандартной кардиоидной диаграммой направленности.

Вот схема для наглядности:

Вдруг инженеры поняли, что новые кардиоидные капсюли являются гибридом изначальных конструкций. Вскоре после этого были изобретены следующие диаграммы:

Суперкардиоидная/гиперкардиоидная

Следующим прорывом стало понимание того, что кардиоидную диаграмму можно сделать ещё более направленной, сводя БОЛЬШЕ сигнала с восьмёрки и МЕНЬШЕ — с всенаправленного.

Побочным эффектом стала небольшая зона чувствительности позади микрофона.

Эта диаграмма стала известна как суперкардиоидная, а ещё более узкая — гиперкардиоидная.

На этой простой схеме я изобразил, что получится, если соединить 1 всенаправленную часть с 2 частями “восьмёрки”:

Неплохо, да?

Идём дальше…

Как работают мультидиаграммные микрофоны

Вместо того, чтобы использовать свой микрофон для каждой задачи… инженеры смекнули, как можно сделать один микрофон гораздо гибче в использовании.

Они поняли, что… просто изменяя выходные характеристики двух кардиоидных капсюлей, можно получить любую диаграмму направленности.

Например:

  • Объединяя 2 кардиоидных сигнала, можно получить всенаправленную диаграмму.
  • Объединяя 2 сигнала, но обращая полярность одного из них, можно получить восьмёрку.
  • Выключая один и используя другой, получается кардиоидная диаграмма.

И вот так получились мультидиаграммные микрофоны, которые мы используем и сегодня.

Самый известный пример микрофона этого типа? USB-микрофон, известный как Blue Yeti Pro. Можете купить и попробовать.

Далее рассмотрим, как диаграммы направленности используются для записи…

Когда использовать кардиоидные микрофоны

Преимущество использования кардиоидных микрофонов кажется простым и очевидным, правда? Он записывает в том направлении, куда вы его направите, и игнорирует всё остальное. Поэтому это очевидный выбор для вокальных микрофонов.

Читайте также  Фантомное питание для микрофона что это?

Но вот несколько менее очевидных примеров, когда они ОСОБЕННО полезны:

  • Запись барабанной установки. Когда так много инструментов расположены близко друг к другу, изолировать их практически невозможно. Но её МОЖНО добиться, расположив кардиоидные микрофоны в правильных местах.
  • Живые выступления. На сцене, когда звук идёт со всех сторон, кардиоидные микрофоны отлично подходят для изоляции и предотвращения появления обратной связи.
  • Необработанные комнаты. В комнатах с плохой акустикой можно творить чудеса, уменьшая количество отражённого звука путём расположения кардиоидного микрофона близко к источнику звука.

Кажется, что они практически идеальны… но у кардиоидных микрофонов есть и недостатки…

2 самых больших — это:

  • Окрас звука вне оси. В большинстве кардиоидных микрофонов наблюдается провал чувствительности на высоких частотах при отдалении звука от оси микрофона. Это плохо, когда, например, неопытный певец сильно двигает головой.
  • Эффект близости. Феномен, присущий только кардиоидным микрофонам… эффект близости — это усиление басовых частот из-за очень близкого расположения микрофона. На примере того же “неопытного певца” вы можете видеть, как это вызывает проблемы.

Суперкардиоидная и гиперкардиоидная диаграммы, хоть и незаменимы для киносъёмок, не очень часто используются в студиях звукозаписи.

Когда использовать всенаправленные микрофоны

Из-за склонности к затуханию звука вне оси… всенаправленные микрофоны совсем не так популярны, как они были до изобретения кардиоидной диаграммы.

Но это не значит, что они не нужны вовсе. Например…

Вот обычные ситуации, когда они предпочтительнее:

  • Для записи звуков комнаты — в микрофонах для барабанов
  • Для записи широкого источника звука — оркестра, хора, рояля
  • Для записи подвижного объекта — гитариста, который не может усидеть на одном месте
  • Для стереозаписи — например, при использовании техники A/B

По сравнению с кардиоидными микрофонами, у всенаправленных есть следующие преимущества:

  • отсутствие эффекта близости
  • меньший уровень собственного шума
  • диапазон частот, который обычно охватывает на целую октаву ниже
  • меньший окрас звуков вне оси микрофона

Последнее преимущество особенно заметно на всенаправленных микрофонах с маленькой диафрагмой. Поэтому большинство точных измерительных микрофонов (например, производства Earthworks) — всенаправленные с маленькой диафрагмой.

Когда использовать “восьмёрку”

Для чего вам может понадобиться микрофон, который одинаково чувствителен с обеих сторон? Кажется, он не очень-то полезен, да?

Стандартный пример, который вам приведут… для записи дуэта певцов, стоящих друг напротив друга.

Допустим, он для этого отлично подходит… но как часто случается подобная ситуация? Практически никогда.

Гораздо чаще вы будете использовать “восьмёрку” по одной из трёх причин:

  1. для стереозаписи
  2. в ленточных микрофонах
  3. для максимальной изоляции от звуков вне оси микрофона

В стереозаписи восьмёрочные микрофоны применяются в паре Блюмлейна и Mid-Side записи.

Строение ленточных микрофонов зачастую требует диаграммы направленности восьмёркой. Если вам нравится звук ленточных микрофонов, то вам нравится и диаграмма восьмёркой.

Восьмёрочные микрофоны идеальны для изоляции инструментов на небольшом расстоянии, поскольку они не записывают посторонний звук.

При правильном размещении можно достичь от восьмёрочного микрофона большей изоляции, чем от какого-либо ещё. Также можно разместить акустическое поглощение позади микрофона для полной блокировки нежелательных шумов.

Вот и всё…

Теперь, когда вы знаете всё самое основное о диаграммах направленности микрофонов, самое время применить знания на практике.

Хотя все эти факты могут показаться простыми в теории… единственный способ прочувствовать диаграммы направленности микрофонов — это пробовать их.

Потратьте время на запись различных инструментов с различными диаграммами направленности в различных комнатах… и слушайте разницу каждого сочетания.

И в один момент вы поймёте, как надо и как не стоит делать.

Источник: https://ru.ehomerecordingstudio.com/microphone-polar-patterns/

Диаграмма направленности микрофона

Кардиоидная направленность микрофона что это?

Диаграмма направленности показывает зависимость чувствительности микрофона от местоположения источника звука в пространстве.

Существует несколько основных типов микрофонов, и диаграммы направленности их тоже различаются. В качестве основных можно выделить три диаграммы направленности: круговая, кардиоидная и «восьмерка». Встречаются также микрофоны, обладающие полусферической диаграммой направленности. Также частным случаем кардиоидной диаграммы являются суперкардиоидная, гиперкардиоидная и полукардиоидная диаграммы направленности.

Диаграммы направленности микрофонов

Круговой диаграммой обладают всенаправленные микрофоны. Такие микрофоны предназначены для записи звука со всех направлений. Записанный звук не зависит от взаимного положения микрофона и источника звука. Обычно всенаправленные микрофоны используют на расстоянии не менее 30 см от источника звука, будь то музыкальный инструмент или группа вокалистов. Наибольшее распространение микрофоны с круговой диаграммой направленности получили при записи групп акустических инструментов и ударных установок.
Микрофон с полусферической диаграммой направленности снимает звук только от тех источников, которые расположены в полусфере перед его диафрагмой. Такую направленность имеют PZM микрофоны (микрофоны с краевым эффектом).
Кардиоидной диаграммой обладают направленные микрофоны. Направленный микрофон используется для записи звука от источника, расположенного непосредственно перед его диафрагмой. При этом звуки от источников, расположенных сбоку или сзади микрофона в идеале не будут слышны на записи. Направленные микрофоны широко распространены при записи отдельно взятых инструментов или вокалистов. У таких микрофонов диаграммы направленности делятся на четыре основных типа: кардиоида, суперкардиоида, гиперкардиоида и полукардиоида.
Суперкардиоидная диаграмма отличается от кардиоидной более узкой зоной захвата звука спереди диафрагмы микрофона. При этом частично снимается звук от источника сзади микрофона.
Гиперкардиоидная диаграмма направленности напоминает суперкардиоидную, но имеет еще более узкую зону захвата звука спереди, но и более широкую сзади.
Микрофоны, обладающие полукардиоидной диаграммой направленности, чаще всего применяются в аудиториях на лекциях, конференциях и совещаниях.
Диаграммой направленности в форме «восьмерки» обладают двунаправленные микрофоны. Двунаправленный микрофон снимает звук от источников, расположенных как спереди, так и сзади него. Такой микрофон можно представить как два направленных микрофона, диафрагмы которых направлены в противоположные стороны. Двунаправленные микрофоны используются для записи как небольшого количества музыкальных инструментов, так и вокалистов. Но чаще всего микрофоны с диаграммой направленности «восьмерка» используются для записи источника звука вместе с естественной реверберации помещения.

Свойства микрофонов с разными диаграммами направленности

Всенаправленные микрофоны:

  1. Хорошо снимают акустику помещения, а следовательно совершенно не обеспечивают акустическую изоляцию;
  2. Имеют низкую чувствительность к звукам дыхания;
  3. Практически не обладают «эффектом близости»;
  4. Конденсаторные микрофоны этого типа снимают широкий спектр низких частот, что крайне необходимо при записи бас барабана, органа или симфонического оркестра.

Направленные микрофоны (микрофоны с кардиоидной, суперкардиоидной, полусферической, полукардиоидной и полусуперкардиоидной диаграммами направленности):

  1. Практически не снимают акустику помещения, то есть обеспечивают хорошую звукоизоляцию;
  2. Почти все обладают «эффекта близости»;
  3. Уменьшают шумы обратной связи;
  4. Используются для синхронной стереозаписи.

Микрофоны с суперкардиоидной диаграммой направленности:

  1. Среди подобных себе микрофонов имеют максимальное различие между передней и задней областями чувствительности;
  2. Обеспечивают акустическую изоляцию лучше, чем микрофоны с кардиоидной направленностью;
  3. Еще меньше чувствительны к акустике помещения, чем микрофоны с кардиоидной направленностью.

Микрофоны с гиперкардиоидной диаграммой направленности:

  1. Обеспечивают максимальную изоляцию от боковых источников звука среди подобных им микрофонов;
  2. Обеспечивают максимальную акустическую изоляцию от акустики помещения, обратной связи и посторонних шумов;
  3. Максимально снимают сигнал от источника напротив диафрагмы.

Микрофоны с направленностью «восьмёрка»:

  1. Обеспечивают максимальную акустическую изоляцию при оверхед записи;
  2. Применяются для записи по методу Блюмляйна (Blumlein), когда используются два скрещенных микрофона с диаграммой направленности «восьмерка»;
  3. В частном случае используются для интервью, когда люди сидят напротив друг друга, а также для записи и озвучивания дуэтов.

микрофон, диаграмма направленности

SmartMan9 января 2011 в 21:13

:  4 / 5

Источник: https://soundtalks.net/professionalnyj-zvuk/baza-znanij/diagramma-napravlennosti-mikrofona

Как выбрать микрофон?

Кардиоидная направленность микрофона что это?

Микрофоны, доступные на рынке сейчас – довольно сложные и высокотехнологичные устройства. Роль микрофонов в наши дни сложно переоценить – они используются повсеместно, и представить наш повседневный быт без них будет непросто. За сотню лет развития устройства сохранились конструктивные черты, объединяющие современные микрофоны с их предшественниками.

Первый угольный микрофон был изобретён в 1856 году французом Дю Монселем, и основывался на эффекте изменения у графитовых электродов сопротивления при изменении площади соприкосновения проводников. В 1880-ых годах конструкция была усовершенствована и воплощена в жизнь Томасом Эдисоном– он использовал вместо графитовых стержней угольный порошок (до сих пор встречается в аналоговых телефонных аппаратах).

В 1916 году был изобретён первый конденсаторный микрофон – инженер Эдуард Венте использовал в нём для преобразования звуковых волн в электрический сигнал принцип изменения ёмкости, а не сопротивления.

Японский учёный Ёгути в начале 20-ых на основе того же принципа создаёт первый электретный микрофон.

И, наконец, в 1924 году немцы Гервин Эрлах и Вальтер Шоттки создают первую модель динамического микрофона, который работает гораздо качественнее угольного, а по электрическим свойствам превосходит конденсаторный.

Долгое время микрофоны были довольно дорогими. Картина изменилась с появлением полевых транзисторов, позволяющим создавать эффективные, миниатюрные и лёгкие микрофоны.

Сегодня промышленное производство микрофонов достигает цифр в десятки миллионов в год, а разработкой и продажами занимается множество крупных брендов.

Область применения микрофона

Самое первое, с чем стоит определиться при выборе микрофона – область его применения. От этого будет зависеть оптимальный выбор – например, для общения по сети вам вряд ли понадобится вокальный микрофон. Можно выделить четыре типа по области применения.

·     Вокальные микрофоны. Также иногда называются эстрадными. Чаще всего имеют привычный в глазах потребителей дизайн – ручка с ветрозащитной сеткой.  Происходит это из-за необходимости унифицировать продукцию – такие микрофоны должны закрепляться в стандартных стойках, к ним можно легко подобрать сменную ветрозащиту. Можно разделить на проводные и беспроводные, а также по виду исполнения на ручные и микрофоны-прищепки, цепляющиеся на одежду (подходят для речевого жанра выступлений).  Наиболее универсальный и популярный вариант исполнения – ручной микрофон, он отлично подходит для караоке.

·        Микрофоны для конференций. Обладают удобным для конференций настольным типом исполнением – имеют подставку, или целиком выполнены в виде «тарелки».

·        Общение по сети. Микрофоны для общения обычно более дёшевы, поскольку не требуют максимального качества звукопередачи. Представлены в основном настольным типом исполнения и типом «прищепка» для удобного крепления на одежду. Такого микрофона будет вполне достаточно для общения по Skype.

·       Студийные микрофоны. Используются для записи звука в условиях студии. Обладают самым высоким качеством записи и высокой чувствительностью, а соответственно, и самыми высокими ценами. Покупка для домашнего использования тоже возможна, если вы занимаетесь записью треков или голоса.

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны состоят, по сути, из конденсатора, одна из обкладок которого выполнена из эластичного металлизированного материала, благодаря чему подвижна, и подвергается воздействию звуковых волн. Таким образом, при её колебаниях изменяется ёмкость конденсатора, возникают переменные токи и акустические волны преобразуются в электрический сигнал.

Эти микрофоны отлично подойдут для студии, благодаря наиболее чистому и качественному захвату звука. Но обладают и рядом недостатков – они очень чувствительны к окружающей среде, реагируют на влажность, температуру, расстояние до источника звука и общую зашумлённость пространства. Так что в студии, при стационарном использовании для звукозаписи получится раскрыть положительные качества микрофона и избежать отрицательных. Если вы всё-таки хотите приобрести такой микрофон для домашнего использования – помните, что вам как минимум понадобится хорошая звуковая карта и усилитель с фантомными 48 Вольтами.

Преимущества конденсаторных микрофонов

·         Более широкий частотный диапазон и диаграмма направленности ·         Качественное и чистое звучание – благодаря большой чувствительности ·         Существуют очень миниатюрные модели

Недостатки

·         Нуждаются в дополнительном источнике питания – обычно требуют фантомного питания в 48В, которое есть не на всех микшерных пультах. Это налагает ограничение на области использования. ·         Сложно использовать в «полевых» условиях – реагируют на изменения температуры, влажности, и тп. ·         Хрупкость конструкции ·         Ловит все отражённые шумы, эхо. Оборотная сторона высокой чувствительности ·         Высокая стоимость

Электретные микрофоны

Электретный микрофон по устройству схож с конденсаторным. Также имеется миниатюрный конденсатор с подвижной обкладкой, предусиление сигнала осуществляется с помощью полевого транзистора. Такие микрофоны тоже требуют фантомного питания в 3 В, что уже не является проблемой для любой встроенной звуковой карты. Могут быть очень компактны.

Электретные микрофоны обладают миниатюрностью конденсаторных, но неприхотливы в использовании и дёшевы. К сожалению, при этом они не могут похвастаться хорошей передачей звука и чувствительностью, но идеально подходят для рядового пользователя с целью ого общения (по Skype, например).

Преимущества

·         Не нужен дополнительный источник питания ·         Неприхотливость в использовании, малочувствителен к условиям использования ·         Компактность

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны сильно отличаются от предыдущих рассмотренных типов. В них используется принцип электромагнитной индукции – звуковые волны преобразуются за счёт токов, возникающих в катушке индуктивности, помещённой в магнитное поле и прикреплённой к эластичной мембране, колебания которой перемещают катушку.

Читайте также  Количество полос в колонках что это?

В результате такой конструкции динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, что даёт им преимущество перед конденсаторными. Эти микрофоны также менее чувствительны к шуму, и могут хорошо работать при высоком звуковом давлении, что делает их удобными при использовании для вокала с громким, грубом тембром – в жанрах рока или альтернативной музыки, например. Также часто применяется как концертный микрофон.

Стоит выбирать, как микрофон для выступлений разного характера, или микрофон для караоке (наиболее распространённый тип исполнения – ручной микрофон). Дополнительным плюсом будет более низкая цена, чем у конденсаторных.

Недостатки:

·         Уступает в качестве захвата звука конденсаторным ·         Наименьший диапазон частот ·         Может искажать тембр голоса

Диаграмма направленности

Одна из главных характеристик – диаграмма направленности микрофона. Именно от неё зависит то, как микрофон реагирует на звук. Можно выделить основные 5 типов диаграмм.

·       Кардиоиднаядиаграмма. Напоминает форму сердца, звук лучше всего снимается прямо перед микрофоном, немного хуже сбоку, и совсем не снимается сзади микрофона. Звук с боков от микрофона будет менее громок, что делает такую диаграмму удобной для записи нескольких инструментов, если вам нужно при этом выделить только один. У кардиоидной диаграмма есть эффект приближения – низкие частоты усиливаются по мере приближения микрофона к источнику звука.

·        Суперкардиоиднаядиаграмма. Имеет более узкую зону захвата спереди, по бокам – мёртвые зоны, и небольшую зону захвата сзади.

·       Гиперкардиоидная диаграмма. Такие микрофоны ещё называют узконаправленными —  зона захвата перед ними уже, сзади – шире, чем у суперкардиоидной диаграммы. По бока – также мёртвые зоны. Отличается тем, что хорошо захватывает удалённые звуки, при этом игнорируя шумовой фон. Важно расположение плоскости датчика к звуку – микрофон должен быть идеально направлен на источник. Такой микрофон используют репортёры, чтобы записать источник, подойти к которому близко невозможно.

·      Диаграмма — «восьмёрка». Диаграмма в виде цифры восемь, микрофон одинаково чувствителен к звуку сзади и спереди, и имеет мёртвые зоны по бокам. Используется для специализированной стерео-записи больших ансамблей инструментов, оркестров.

·       Всенаправленнаядиаграмма. Наиболее универсальная для широкого круга задач, воспринимает звук одинаково со всех сторон, без усиления и искажения каких-либо частот. Лучше прочих подходит для снятия звука с инструментов с широким диапазоном, для п

·     Однонаправленные микрофоны —  имеют зону захвата звука прямо перед микрофоном. Удобны для записи в недостаточно изолированном от посторонних звуков помещении, или для устранения акустических эффектов. Подойдут, например, для интервью на улице.

Уровень звукового давления

Этот параметр показывает, на какой уровень громкости звуков рассчитан микрофон. Чем он выше, тем правильнее и с меньшим количеством искажений микрофон будет передавать звук.

Высокими значениями уровня звукового давление являются показатели более 90 дБ. А почти такой же шум, к примеру, производит Ниагарский водопад. Ну, или средненький рок-концерт.

Таким образом, микрофоны с высоким показателем уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности, или в любой другой области, где источник звука будет очень мощным.

Частотный диапазон

Чем шире частотный диапазон микрофона, тем качественнее микрофон будет захватывать звук. Для простой речи, для общения, достаточно будет охвата от 100 до 10 000 Гц. Для качественной записи инструментов или вокала может понадобится уже более широкий охват частот.

Тип подключения  

Микрофон может либо подключаться по проводу, либо быть беспроводным. Второй вариант может быть удобен для караоке отсутствием путаницы с проводами, особенно когда подключен комплект из двух микрофонов. Но – батарейки могут неожиданно закончиться, аккумулятор – разрядиться совсем невовремя. Чтобы этого избежать, можно выбрать универсальную модель микрофона, с возможностью проводного подключения и одновременно могущему работать от батареи.

Выбор по диапазону цен

Имея до 1000 рублей, вы сможете позволить себе микрофон для общения любого типа исполнения – настольный, прищепку, или ручной. Вряд ли такой микрофон будет достаточен для качественной записи речи, скорее это вариант для Skype.

Располагая суммой до 10 000 рублей, вы сможете позволить себе уже более качественный, брендовый микрофон начального уровня. Хороший вариант для караоке, любительской записи голоса/инструментов.

Микрофоны дороже 10 000 рублей будут отличаться максимальным частотным диапазоном, чувствительностью, и скорее подразумевают студийное использование, либо использование в концертной деятельности – например, микрофоны, рассчитанные на высокий уровень звукового давления. Приобретать такие модели стоит, если вы точно знаете, чего хотите от микрофона.

Источник: https://club.dns-shop.ru/blog/t-161-mikrofonyi/15302-kak-vyibrat-mikrofon/

Запись звука при репортажной видеосъемке: микрофоны и рекордеры

Кардиоидная направленность микрофона что это?

Все большее количество людей в мире занимается видеосъемкой, и львиная доля этой работы делается с записью речи. Качество звука, при этом, хоть и достигается меньшими материальными затратами и усилиями, не менее важно, чем качество самой картинки. Какие же простейшие способы звукозаписи можно применить в случае видеосъемки собственными силами?

Первый вариант — отвести для этого звуковой рекордер — устройство со встроенным микрофоном хорошего качества, сохраняющее запись на свою память в том или ином формате.

рекордер

Второй вариант — использовать внешний микрофон, который можно подключить к камере или другому устройству записи звука.

Внешний микрофона на камере

Если требуется записать речь человека, может использоваться индивидуальный, либо петличный микрофон.

Рассмотрим эти варианты подробнее.

Микрофоны

Начнем рассмотрение устройств звукозаписи с микрофонов, так как они входят и в состав рекордеров.

Итак, микрофон, представляющий из себя отдельное устройство, часто называют внешним, в отличие от внутреннего, то есть, встроенного в камеру.

Самый распространенный вариант внешнего микрофона — накамерный, который, как правило, ставится на горячий башмак.

Основная характеристика микрофонов подобного типа — их направленность. По этой характеристике можно выделить несколько разновидностей микрофонов:

Направленный микрофон-пушка

Предположим, мы находимся на выступлении какого-то артиста, который стоит на сцене и произносит некую речь. Нам необходимо записать только его, причем сделать это со значительного расстояния. В то же время, остальные источники звука являются ненужными, во всяком случае, для данной звуковой дорожки. Для такой ситуации микрофон должен обладать максимальной направленностью, регистрируя звук в максимально узком секторе и отсеивая все, что происходит вне его.

Диаграмма направленности микрофона-пушки

Максимально направленный микрофон ещё называется “пушкой”. Он, соответственно, “нацеливается” на важный источник звука.

Ненаправленный микрофон

Противоположностью микрофону-пушки является ненаправленный микрофон. Он записывает звук с одним уровнем со всех направлений. В идеале, например, его можно поставить между двумя людьми или в центре группы, и он записывать речь всех этих людей. То есть, он, например, является универсальным микрофоном для студийных интервью.

Кардиоидный микрофон

Среднее между направленным и ненаправленным микрофоном — так называемый кардиоидный микрофон. Он записывает звук в широком секторе, но ощутимо меньшем, чем 360 градусов. Здесь для объяснения проще всего привести рисунок диаграммы направленности кардиоидного микрофона.

Диаграмма направленности кардиоидного микрофона

Как мы видим, она по форме напоминает сердце, от чего и происходит название данного микрофона.

Более направленные микрофоны, в свою очередь, называют суперкардиоидными, так как они имеют уменьшенный сектор записи, по сравнению с кардиоидными.

Диаграмма направленности суперкардиоидного микрофона

Бинаправленный микрофон

Последняя разновидность направленности — бинаправленные микрофоны. Как можно понять из названия, они записывают звук “с двух сторон”, подходя для тех случаев когда записывают два источника звука на один микрофон.

Диаграмма направленности бинаправленного микрофона

Кроме характеристик направленности микрофона, важны его технические характеристики, которые и отвечают за качество звука, получаемого при его использовании.

Пожалуй, самая важная характеристика микрофона — чувствительность. Чувствительность микрофона показывает напряжение на выходе при заданном звуковом давлении и частоте. Фирма Zoom, например, указывает чувствительность в децибелах при 1Гц (единица измерения частоты) и 1Па (единица измерения давления), причем значения здесь отрицательные, и чем выше значение, тем меньше чувствительность.

Также, у микрофона может присутствовать фильтр верхних частот, который отсеивает звук ниже определенной частоты. Он помогает улучшить звучание получаемой записи, убирая лишний “гул”.

Немаловажным является источник питания. В зависимости от его типа, можно выделить две разновидности микрофонов:

Стоит отметить, что внешние микрофоны не крепятся жестко, а имеют упругий подвес в том или ином исполнении, гасящий вибрацию камеры.

Итак, микрофоны сами по себе сильно отличаются технически, и поэтому при их выборе нужно быть внимательным.

Все описываемые типы микрофонов предназначались для того, чтобы записывать с некоторого расстояния. А что, если нам необходимо записать речь одного человека, и есть возможность работать с ним индивидуально? В таком случае лучшее решение — петличный микрофон.

Петличная радиосистема Boya BY-WM5

Петличный микрофон имеет компактные размеры, но несмотря на это, гарантирует хороший уровень звука, благодаря расположению близко к его источнику.

Рекордеры

Как говорилось, современный рекордер имеет встроенный микрофон и может кодировать запись в тот или иной формат с сохранением на флеш-память. Рекордер является “старшим братом” такого всем известного устройства как диктофон (предназначенного, по большей части, для более простых задач).

Однако, заглянув каталог какого-либо подходящего магазина, мы видим, что рекордеры существенно отличаются друг от друга по цене. В чем же между ними разница? Рассмотрим характеристики, которые отличают рекордеры между собой.

Количество каналов

Первая такая характеристика — количество каналов аудиозаписи. В младших моделях их два, в старших — четыре или шесть.

Двухканальный рекордер Zoom H1

Шестиканальный рекордер Zoom H6

Большое количество каналов позволяет, например, подключить несколько внешних микрофонов к рекордеру, записывая одновременно звук с петлички, окружающий звук и так далее.

Сменные микрофонные капсюли

Второе отличие — возможность менять микрофонный модуль — так называемый капсюль. Эта функция присутствует на дорогих моделях и позволяет использовать различные типы микрофонов.

Например, у модели Zoom H6 могут использоваться:

  • Разнонаправленный микрофонный капсюль типа X/Y.

    Такой вариант хорош для тех случаев, когда требуется некоторый охват записи звука по ширине, но требуется сохранить максимальное качество источника в центре Например, данный капсюль будет удачным решением для записи концерта.

  • Микрофонный капсюль типа Mid-Side.

    Этот модуль состоит из кардиоидного и бинаправленного микрофона и обладает широким охватом, близким к 360 градусам. Он годится для тех случаев, когда присутствует несколько источников звука. Например, он идеально подходит для формата интервью, позволяя записать голоса нескольких человек.

  • Микрофон-пушка.

    Это максимально направленный микрофон, предназначенный для конференций, лекций и тому подобных задач.

Разъемы

При выборе рекордера стоит обратить внимание на его разъемы. На простых моделях присутствуют линейные вход и выход, для подключения микрофона и наушников, соответственно.

Если рекордер предназначен для использования с различными профессиональными внешними микрофонами, на нем присутствуют так называемые XLR/TLR разъемы, рассчитанные на большее сопротивление. В частности, на топовой модели Zoom H6 четыре таких разъема, что позволяет подключить, соответственно, четыре внешних источника.

Прочие характеристики

Также, при выборе стоит обратить внимание на совокупность пользовательских качеств — размеры, вес, источник питания и так далее.

Технические данные рекордеров

Что касается технических характеристик, то наиболее важными для аудиорекордера являются:

  1. Чувствительность микрофона — данная характеристика описывалась выше в данной статье.
  2. Усиление — указывается отдельно для каждого микрофона рекордера и каждого микрофонного входа. Чем выше, усиление, тем лучше, так как оно расширяет возможности рекордера.
  3. Максимальный уровень звукового давления — опять измеряется в децибелах. По-простому можно сказать, что чем оно выше, тем более громкий звук может “воспринимать” микрофон.
  4. Характеристики формата записи. Рекордеры могут кодировать аудио в формате MP3, но большие возможности предоставляет формат WAV. Здесь необходимо обратить внимание на две характеристики:
    • частота дискретизации (сэмплирования) — фактически, “разрешение” звукового сигнала, то есть количество моментов измерения характеристик звука на единицу времени. Измеряется в Герцах, на топовых моделях рекордеров доходит до 96 кГц;
    • битрейт — количество бит информации о звуковом сигнале для WAV, или объем секунды записи для MP3.

В целом, необходимо отметить, что рекордеры имеют сбалансированный набор характеристик, все их электронные компоненты взаимодействуют идеально, в то время как у внешних микрофонов, при подключении их к камере и записи звука в основной видеопоток, качество будет ощутимо хуже.

Надо сказать, что в теме звукозаписи существует множество нюансов, которым можно посвятить отдельные материалы, наша статья, пожалуй, является вводной и предназначена для тех, кто еще только начинает определяться с тем, что ему нужно.

Источник: https://www.fotosklad.ru/expert/video/article/zapis-zvuka-pri-reportazhnoy-videosemke-mikrofony-i-rekordery.html